В свое время убил море времени на игрушку Civilization, пошаговую стратегию о развитии мира от первобытного-общинного строя до запуска экспедиции к другим звездам. Я играл в первые три версии игры, в основном в первую и во вторую, в третья мне особо не понравилась, может уже перерос.
А потом, оказывается, вышло еще множество версий, как минимум три с номерами и еще много с названиями. Но, думаю, основы были заложены еще в первой версии для DOS, оптимизированной под Windows 3.x. Дальше пошла в основном доработка графики с двухмерной на трехмерную. Конечно были проработаны детали и добавлены возможности, но основные принципы не изменились. Что-то даже в первой версии было лучше, чем в последующих.
Мне, собственно, наиболее сейчас интересно то, как в первой версии, которой тридцать лет, были предсказаны некоторые вещи, которые произошли только сейчас.
То есть люди уже тогда хорошо себе представляли, что произойдет в будущем.
В основе Цивилизации города. Начинается все с одного города, квадрата, который кормится с нескольких соседних квадратов в зависимости от своих размеров. На этих квадратах могут быть горы, поля, леса с каким-то полезным ресурсом, который или кормит или развивает промышленность и науку. Направление развития можно задавать.
Город внутри себя строит здания и производит новых колонистов, военных и некоторые другие юниты. Городов становится все больше. Так же идут войны за чужие города и с варварами. Если городов не остается, цивилизация проигрывает. Или проигрывает, если кто-то разовьется и запустит космический корабль к другой звезде раньше.
В третьей версии чем больше город, тем больше квадратов на расстоянии вокруг ему доступно, еще вроде от развития зависит, что мне понравилось. Но число городов ограниченно, что мне не понравилось. Во второй версии я вообще всю территорию планеты застраивал большими городами. И оставлял только один город другой цивилизации, чтобы игра не закончилась. Сейчас я думаю, что это была полная креза.
В принципе во второй версии тоже были проблемы с большим количеством городов, если у тебя была, например, демократия. И я, чтоб не мучится, в первых версиях всегда играл с деспотией. Там хоть и более медленное развитие, но если городов много и они большие, все равно суммарно наука развивалась быстрее. К тому же там были еще чудеса света, которые служили акселераторами развития, если ты их успевал построить первым.
А во второй или третьей версии появились новые виды общественного устройства, например технократия. Что-то очень похожее на современность или близкое будущее.
Еще в первой версии были предсказаны климатические изменения, как они будут происходить. Не равномерные изменения, а в в одном месте болото, в другом пустыня.
Было также предсказано, что локальные ядерные войны будут сами по себе не смертельны, но будут резко ухудшать климат и репутацию. Также было предсказано, что всякие боевики, фашисты, будут более сильными, чем обычная армия, но чтобы их получить, надо вводить общественный строй с замедлением науки. Интересным предсказанием, на мой взгляд, являлась замена индустрии на сервисную экономику. Также были точные предсказания по развитию генетики и медицины.
Что не получилось предсказать, на мой взгляд, это как разовьются интернет, мобильная телефония, компьютеры в целом, как это изменит мир. Хотя тогда уже шло настоящее развитие всего по списку.