Наверно стоит писать о фильмах если уже прошло какое-то время и осталось послевкусие. Но в данном случае впечатление многоплановое и нет сомнения что послевкусие останется.
Фильм многим не понравится, потому что он не о героях, а о простых людях, которые попали в страшную ситуацию и повели себя не как герои.
Действие происходит сразу после второй мировой войны в деревушке герцогства Люксембург. Это маленькое государство размером с район и населением полмиллиона человек. Язык так похож на немецкий что даже литературно не выделен, но есть разница в произношении. То есть в другой ситуации это мог бы быть региональный диалект. В тоже время есть граница с Францией и Бельгией, а не только с Германией и значительные культурные элементы оттуда.
Люксембург был оккупирован и включен в состав Третьего Рейха. Многие мужчины были призваны в вермахт, четверть уклонилась, четверть погибла, а некоторые партизанили.
Жюль один из таких партизан, он вернулся в родную деревню и стал встречаться со старой знакомой Леони. Она работала у фермера Петера Беккера, из Германии, которому дали землю в 1942 году, то есть при оккупации. Как героя войны его взяли работать в жандармерию.
Вскоре фермера, жену, двух сыновей и Леони убивают. Леони подчеркнуто темненькая. Жюль всего лишь помощник жандарма и начинает собственное расследование. Никто ничего не хочет искать, никто не жалеет фрица.
В конце концов выясняется что убийство совершили бывший солдат антигитлеровской коалиции - батрак фермера, а помогал ему человек с криминальным прошлым. А на дело их вдохновили бывшие борцы местного сопротивления. В том чсле муж сестры Жюля.
Но солдата, реального убийцу, прикрыли, а уголовника шеф полиции избил и принудил дать показания. В конце фильма уголовника расстреляли.
Жюля сначала уволили из жандармерии. Потому что выяснилось, что его захватило гестапо, когда он партизанил, и под пытками он выдал товарищей. А потом, потому что он много узнал, предложили восстановить, но Жюль отказался. И уехав в Брюссель к женщине с ребенком. С которой успел переспать пока вел расследование. А она уехала в Брюссель чтобы уйти от мужа, который вернулся с войны. Он воевал на Восточном фронте добровольно. Сначала женщина сказала Жулю, что мужа убили.
В этом фильме почти все врут. И ищешь грань, какая ложь допустима, а какая нет. И еще много интересных вещей и психологических и просто познавательных.
Другая интересная тема национализм микроскопического государства. Вообще национализм характерен для Европы и европейского кино. А может и современного общества с сильным разделением на богатых и бедных в целом. Понятно что в около военных фильмах тема обострена. На эту тему есть фильмы 9 апреля (2015), Моя земля (2015), 12-й человек (2017). О небольших германских государствах на границе с Германией во время второй мировой войны со своей самоидентификацией.