Посмотрел два фильма о борьбе язычников северной части Европы с христианскими оккупантами практически один за другим. Первый об успешной обороне Фризии от франков в VIII веке, второй об успешной обороне Земгалии от крестоносцев в XIII.
Фильмы похожие по сюжету, было бы сложно написать о каждом отдельно и по-разному. Молодой правитель, ставший вождем вопреки желанию знати, при поддержке простых людей, бросает вызов христианской машине зазомбированных солдат и одерживает победу. И отодвигает захват земель своего племени на сто лет.
Пожалуй первый фильм, "Радбод", технически более грамотный, масштабный и разноплановый, а "Кольцо Намея" создает больше желания разобраться в средневековой истории.
В обоих фильмах люди слишком чистые, причесанные, хорошо одетые, слишком хорошее оружие и уровень техники в целом. Но второй, пожалуй, уровнем похуже в плане достоверности. Язычники мочат крестоносцев толпами, просто как супермены, владеют карате не хуже Брюса Ли и играют во что-то типа регби. А фризы с франками бьются примерно на равных.
В обоих фильмах злодеи, которые возглавляют христиан, просто не имеют дна своей гнилой натуры. За власть они не задумываясь убивают своих самых близких родственников вне зависимости от пола и возраста. Неудивительно что язычников они убивают толпами. И на своих священников, тех из них, которые вспоминают христианские заповеди, смотрят как на что-то совсем потустороннее.
В первом фильме любовный мотив, конечно, сильнее, во втором есть только счастливая любовь, а в первом всякая и больше психологического насилия.
В обоих фильмах женщины-язычницы добровольно приносят себя в жертву. Во втором из-за убитого мужа и сына, в первом чтобы попросить у богов обильный урожай для племени.
Оба фильма не кинематографические шедевры, а технически неплохое исторические боевики, но явно показывают стремление современного европейского общества честно взглянуть на свою историю. Не стоит здесь искать всплеска национализма, идеолог нацизма Йозеф Геббельс был ревностным католиком.
Второй фильм почти во всем слабее, но он открывает новые страницы героической безнадежной борьбы язычников с христианской оккупацией в Европе. И трагической истории балтов.
Европа приняла христианство повсюду к IX - X векам, даже Скандинавия к XI. И только Прибалтика, окруженная со всех сторон, сопротивлялась до XIV века. На самом деле Балтика так и не приняла христианства. Сейчас вокруг Балтики большинство людей или неверующие или верующие в силу природы. В восточной части Европы язычество сохранилось дольше, на Кавказе было еще четыреста лет назад, а на Волге и Каме кое-где сохранилось до сих пор. Но это Европа только условно, Евразия.
А в северо-западной части восточной Европы борьба язычников с христианами была одновременно борьбой балтов и угров за свою самостоятельность. И балты, похоже, пострадали сильнее. Когда-то балтов было, возможно, не меньше чем славян или германцев. Широкой полосой от Вислы до Волги.
Как сказал главный злодей из второго фильма; "Язычники очень любят золото, всегда можно кого-то из них купить. И они будут уничтожать сами себя".
Может понимание своих слабостей позволит не повторить ошибок.