Почему люди считали животных богами и поклонялись им? Был ли шаг очеловечивания богов прогрессивным?
Сами люди являются крупными всеядными сухопутными животными. Не самыми крупными, но крупными. Хотя по психологии человеку может иногда и кажется, что он скорее животное средних размеров. Возможно это развитый инстинкт самосохранения, а, может, дань детству, в том числе и памяти детства дальних предков. Ведь в животном мире даже слонятам и теленкам китов грозят опасности.
Из сухопутных хищных и всеядных видов крупнее человека только медведи и несколько видов кошек, а наравне с ним некоторые волки, гиены и человекообразные обезьяны. Из земноводных крупнее человека некоторые крокодилы и змеи.
В воде, конечно, крупных видов побольше - киты, дельфины, акулы, моржи. Но первобытный человек с водными видами практически не пересекался.
Есть еще довольно много видов более крупных травоядных, но это другая категория, которая на человека не охотится, а сама является источником пищи, пусть и небезопасной.
А между мелкими и средними видами идет непрерывная борьба за существование и взаимное поедание. От микробов и насекомых и до птиц, земноводных, млекопитающих.
Каждый охотник сам в любой момент может стать добычей.
Для человека более мелкие виды тоже небезопасны, или за счет стайности, гиеновидные собаки, например, или ядовитости, кобры.
Миллионы лет пока человек формировался из обезьяны, а потом сотни тысяч пока первобытный превращался в современного и создавал свою антропосферу, дикие звери были для него главными видимыми конкурентами. При прямой схватке звери могли уничтожить не только отдельных людей, но и небольшие семейные кланы. Десяток человек против прайда львов в саванне или большой стаи волков в степи.
Человеку было за что бояться или уважать животных. И как врагов и как друзей.
Даже обезьяны играются с котятами. Стада антилоп могут быть не только источником пищи, но и сигнализировать о хищниках, как и многие другие виды животных и птиц.
До того как человек одомашил животных, был и длительный период полуодомашивания. То есть дружественный нейтралитет. Можете есть наши объедки, но потявкайте, если что не так. И на нас самих, конечно, не нападайте. Паситесь спокойно, мы от вас отгоним волков, но подоим ваше молоко. А если кого-то сами съедим, то только одного и не при всех.
Кроме одомашивания видов были индивидуальные контакты человека и животных. С теми видами, которых не приручили никогда, зато была личная дружба. Иногда как альянс против других животных и людей. Иногда просто общение. Наверно всегда когда кто-то из племени дружил со львом, медведем, мамонтом, орлом, буйволом, конем, память об этом сохранялась надолго. Такой зверь мог превратиться в тотем племени.
С крокодилами дружили вряд ли, хоть и пытались приручить. Их делали богами наверно скорее не из страха, а чтобы запугать других.
Но постепенно человечество развивалось, появились крупные селения и города. Селянам животные уже были не конкуренты, только другие люди. Племена переселялись и завоевывали друг друга, сливались и разделялись. Какие-то пришельцы оказывались завоевателями. Появились ремесла, орудия труда и войны, письменность. Человек стал
верить в свою силу, силу других людей, сверхлюдей-богов. И заменил богов-животных на богов людей.
Прогресса религии не произошло, произошел прогресс человечества в целом. А под него подстроились религии, а самые экспансионистские объявили богоподобность человека.
Но не учли инопланетян, потому что для этого сначала надо было додуматься до планет.
Возможность других разумных видов, впрочем, допускалась. Но они были человекоподобны, как эльфы, гномы, или были химерами типа кентавров. И даже если имели звериный облик предполагали каких-то человекоподобных предков, богов или титанов. Или человекоподобное мышление.
А чтобы додуматься до других цивилизаций нужно было сначала создать гелиоцентрическую систему, систему множественности миров, т.е. допустить что другие звезды такие же как Солнце и вокруг них вращаются планеты. И нужно было создать теорию эволюции и изменчивости видов, чтобы понять, что цивилизации могут развиваться, а люди произойти от животных и инопланетяне от своих животных, а потом развиться до такой степени чтоб вступить в коммуникацию с другими цивилизациями.
Гелиоцентрическая система существовала в пифагорейской эллинистической школе поздней античности. Но ее, как и многие другие знания античности, уничтожила
христианская волна. И восстановление теории произошло только в эпоху Возрождения, Коперник, Бруно, Галилей. Двое первых имели духовный сан, а Бруно был не только сторонником гелиоцентрической теории, но и множественности миров, за что и был объявлен еретиком и сожжен на костре.
Но еще нужно было Линнею и Дарвину показать связь животных и людей. Должна была появиться наука, кислородная теория Лавуазье, законы механики Декарта,
Эйлера, Бернулли. И уже на основе научного понимания строения вселенной задуматься о межпланетных, межзвездных полетах и инопланетянах.
И снова, кстати, первыми в космических полетах были животные перед людьми. И еще будет очень много шагов и в освоении космоса, и в медицине, и в биологии, где животные будут первыми. А потом ещё и инопланетные животные встретятся. И кому-то из них поставят памятники.
А каких-то чихуахуа некоторые хозяева и сейчас боготворят.